Навигация


 Читальня


 Вернуться к форуму

Форум свободных отшельников   

Часть II. Способы привлечения невинных. 1 и 2 главы.

Loki | Опубликовано Пн Янв 22, 2018 2:01 pm | 153 Просмотров

Глава I. О различных способах, коими демоны через посредство ведьм привлекают и соблазняют невинных для умножения нечестия

 


 

Прежде всего имеется три способа, коими демоны при посредстве ведьм совращают невинных и вследствие чего это нечестие постоянно растёт.

Первый – посредством тоски из-за тяжких временных несчастий; св. Григорий говорит: «Дьявол часто стремится к тому, чтобы овладела тоска». Однако разумей в пределах сил испытуемого; и относительно божеского попущения уясни себе, что бог попускает, чтобы люди не пребывали в оцепенелом малодушии. В этом смысле говорится в кн. судей, гл. II «Господь не уничтожил эти народы, дабы искушать через них Израиля», т. е. говорится о соседних народностях хананеев, иевусеев и других. Он попускает также существование гуситов и других еретиков, которые не уничтожены. И демоны поэтому при посредстве ведьм поражают соседей и невинных такими же временными несчастиями, так что те принуждены бывают сперва обращаться к ведьмам за советом, а под конец подчиняются их планам, как часто показывал нам опыт. Мы знаем одного хозяина в Аугсбурской епархии, у которого в течение одного года были околдованы одна за другой 44 лошади; жена, охваченная тоской, посоветовалась с ведьмами и, по их совету, который, конечно, не мог вернуть здоровье, она охранила купленных потом лошадей (потому что хозяин был извозчиком) от колдовства.

Сколько женщин жаловалось нам, при исполнении нами обязанностей инквизиции, что когда при порче коров (лишением их молока) и других животных они обращались за советом к известным ведьмам, то получали различные средства, если только они соглашались дать некоторое обещание одному Духу; когда их спрашивали, что же нужно обещать, то им отвечали: немного, нужно только слушаться указаний того духа в отношении некоторых обрядов во время богослужения в церкви или во время исповеди перед священником кое-что замалчивать.

Здесь нужно заметить, на что уже мы указывали выше, что этот искусник начинает с малого и незначительного, как, например, во время возношения тела Христова плюнуть на землю или закрыть глаза или произнести какие-либо пустые слова; мы знаем одну ведьму, которая ещё жива, так как её защищала мирская власть; во время литургии, когда священник приветствует молящихся словами: «Господь да будет с вами», она при этом всегда произносила вульгарное выражение: «Поверни мне язык в заднице». Во время исповеди, уже после отпущения грехов, ведьмы также должны выполнить что-либо подобное никогда чистосердечно не исповедываться, особенно в смертных грехах; так малопомалу они приводятся к полному отрицанию веры и богомерзкому занятию.

Это средство, как и многие другие, также применяются ведьмами и к почтённым женщинам менее преданным телесным порокам, но жадно домогающихся земных благ. В отношении молодых, преданных более тщеславию и телесным удовольствиям, они пользуются вторым средством, а именно – их склонностью к телесным желаниям и плотским удовольствиям.

Здесь следует заметить, что стремление и желание дьявола больше искушать добрых, чем злых, хотя в отношении искушённых более искушает злых, чем добрых, потому что именно в злых находит большую пригодность к восприятию бесовских искушений, чем в добрых. Таким образом, дьявол стремится соблазнить более святых дев и девочек, к чему имеются основания и примеры опыта. Злыми он уже владеет и потому тем более тщится совратить в свою власть праведных, которыми не владеет; так и земной владыка скорее восстаёт против того, кто нарушает его права, чем против тех, кто не противится ему.

Примеры из опыта: в городе Равенсбурге из двух, впоследствии сожжённых, ведьм (как это будет видно потом, где пойдёт речь о способах, какими ведьмы вызывают бури) одна банщица, между прочими признаниями, рассказала также, сколько бед она претерпела от дьявола ради того, что она должна была соблазнить одну благочестивую девицу, дочь некоего очень богатого человека (называть коего не следует, так как сама она уже божьею милостью скончалась, дабы злоба не отравила сердца её); ведьма должна была пригласить её в один праздничный день, чтобы сам демон, в образе юноши, мог поговорить с ней; она рассказывала, что хотя очень часто она пыталась это сделать, однако, каждый раз, как с девицей заговаривали, она ограждала себя крёстным знамением. Никто не сомневается, конечно, что это происходило по побуждению святого ангела для устранения дьявольского дела.

Другая девица, проживающая в Страсбургской епархии, каясь одному из нас, уверяла, что в одно из воскресений, когда она одиноко проводила время в отцовском доме, пришла навестить её одна старая женщина из того же города и, после нескольких льстивых слов, под конец предложила ей пойти с ней в одно место, где остановились юноши, неизвестные ни одному человеку в городе. «И когда я, – говорила девица, – дала согласие и, следуя за ней подошла к дому, старуха проговорила: „Вот лестница, поднимемся наверх в комнату, где остановились юноши, но берегись, не ограждай себя крёстным знамением“. Я пообещала, и когда она шла впереди, я, следуя за ней по лестнице, тайно перекрестилась. Поэтому произошло так, что, когда мы вместе остановились на верхней ступеньке перед комнатой, старуха с ужасным видом, полная яростного гнева, обернулась и, смотря на меня, проговорила: „Ну, будь же ты проклята; зачем ты перекрестилась? Вон отсюда, во имя дьявола, уходи обратно“, и я невредима вернулась домой».

Отсюда можно придти к заключению, с какою изворотливостью этот старый враг нападает при искушении душ. Упомянутая, впоследствии сожжённая банщица рассказала, каким образом она сама была соблазнена другой старухой: по дороге она встретила демона в человеческом образе, шла она с намерением посетить своего любовника с целью блуда; когда она была демоном-инкубом опознана и спрошена, узнала ли она его, и она ответила, что совсем его не знает, он сказал: «Я дьявол, и если ты хочешь, я всегда буду готов к твоим услугам и не оставлю тебя ни в какой нужде». Так как она согласилась на это, то в течение восемнадцати лет, то есть до конца жизни, она предавалась этим дьявольским мерзостям, при полном, конечно, отрицании веры.

Третий способ привлечения и соблазна бывают путём печали и бедности. Падшие девицы, покинутые своими любовниками, которым они отдавались ради обещания жениться на них, потеряв всякую надежду и отовсюду встречая только позор и стыд, обращаются к помощи дьявола или с целью мести, околдовать своего бывшего любовника или ту, с которой он связался, или чтобы просто заняться всеми мерзостями колдовства. И так как подобным девицам нет числа, как, к сожалению, учит опыт, то нет числа и ведьмам, вышедшим из них. Из множества расскажем о немногих.

В Бриксенской епархии есть одно местечко, где один молодой человек рассказал такой случай о своей жене, которая была околдована: «В юности, сказал он, я любил одну Девушку, и она настаивала на том, чтобы я женился на ней, но я опозорил её и женился на другой, из другого округа; желая однако, ради дружбы угодить ей, я пригласил на свадьбу и ту Девушку. Она пришла, и в то время, как другие почтённые женщины принесли подарки, она подняла руку и сказала моей жене так, что окружающие женщины могли слышать: „После этого дня ты будешь здорова лишь несколько дней“. И когда твоя жена, не знавшая её, потому что, как сказано, была взята из другого округа, испуганная, спросила присутствующих, кто та, что так ей грозила, ей ответили, что это бродячая распутная женщина. Её предсказание сбылось через несколько дней – жена была так околдована и расслаблена во всех членах, что даже до настоящего времени, после более десяти лет, она ощущает в своём теле колдовство».

Если бы только то, что раскрыто в одном городе этой епархии относительно колдовства, было полностью изложено, то составилась бы целая книга.

Думаю, что не должен обойти молчанием следующую удивительную и неслыханную историю. Некий граф из округа Вестерих, женился на девушке столь же славного рода, с которой он не мог соединиться плотски после свадьбы даже до третьего года, будучи околдован, как покажет конец истории. Он был полон печали, не зная, что он должен делать, усердно призывая святителей Божиих. Случилось так, что, для выполнения некоторых дел, он прибыл в город Метц; там, бродя по улицам и переулкам, окружённый слугами и семьёй, он встретил женщину, которая за три года до этого была его наложницей; увидя её и нисколько не думая о причинённом ему колдовстве, он неожиданно, по старой дружбе, ласково с ней заговорил и спросил, здорова ли она. Когда она заметила любезность графа, то внимательно осведомилась о его здоровье и самочувствии. Когда он ответил, что всё хорошо, она, несколько удивлённая, помолчала. Граф, заметив её удивление, снова обратился к ней с любезными словами, вызывая её на разговор. Когда она справилась о самочувствии его жены, то получила такой же ответ: она чувствует себя во всём хорошо; после этого она спросила, родились ли дети, на что граф ответил: «У меня трое детей, мальчики, каждый год по одному». После этого она ещё более поразилась и замолчала. Граф спросил: «Почему, милая, однако, ты так внимательно об этом расспрашиваешь? Я не сомневаюсь, ты сочувствуешь моему счастью». Тогда та ответила: «Конечно, сочувствую, но пусть будет проклята та старуха, которая взялась околдовать ваше тело, чтобы вы не могли никоим образом иметь полового акта с вашей женой. Доказательство этого: на дне колодца, который находится среди вашего двора, имеется горшок с известными колдовскими средствами, который положен туда затем, чтобы, пока он будет там лежать, вы были импотентом, но вот всё напрасно, чему я радуюсь и т. д.» Как только граф вернулся домой, он немедленно приказал вычерпать колодец и нашёл там горшок; когда всё содержимое было сожжено, тотчас к нему вернулась утерянная сила. Поэтому графиня пригласила знатных гостей на новую свадьбу, заявив, что теперь она действительно госпожа замка и поместья, а до сих пор столько времени она оставалась ещё девицей. Называть по имени замок и поместье не следует ради высокого положения графа; должна быть указана только сущность факта, чтобы заклеймить позором такие преступления.

Отсюда ясно, к каким разнообразным средствам прибегают ведьмы для умножения нечестия.

Глава II. О средствах выполнения святотатственной профессии ведьм

Средства выполнения святотатственного ремесла, на основании заключённого с демонами договора, различны. Надо обратить внимание на следующее: как установлено в первой части, ведьмы бывают трех родов: такие, которые вредят, но не могут излечить, которые вылечивают, но в силу особого договора с дьяволом, не вредят, и такие, которые вредят и лечат, среди же вредящих имеется один высший разряд; находящиеся в этом разряде способны выполнить все прочие чародейства, которые другие совершают только частично: поэтому, когда описываются приёмы их действий, становятся достаточно ясными и способы более низшего порядка. Сюда относятся те ведьмы, которые, вопреки инстинкту человеческой природы, больше того – вопреки инстинкту диких зверей, имеют обыкновение особым образом пожирать детей.

И это – высший род среди занимающихся колдовством; это именно они насылают всякого рода порчу: насылают град, бури и дурную погоду, причиняют бесплодие людям и животным, посвящают детей, которых они не пожрали, демонам, как об этом говорилось выше, или же убивают их, что, однако, случается только с детьми, которые не возрождены водою крещения, если же, как выяснится, они пожирают и возрождённых, то только с божьего попущения. Они, умеют гуляющих возле воды детей на глазах родителей, бросать в воду, но так, что никто этого не заметит, приводить лошадей под всадником в бешенство, перелетать с места на место по воздуху телесно или только в воображении; затуманивать души судей и председателей, дабы последние не могли им вредить; внушать себе и другим молчание во время пыток; поражать руки и сердца арестовывающих их сильной дрожью; скрытое от других обнаруживать, предсказывать будущее по указанию дьявола, что, однако, может иметь и естественные причины (смотри вопрос: могут ли демоны предвидеть будущее? Сентенция 2, разд. VII); видеть отсутствующих, как присутствующих; сердца людей склонять к необыкновенной любви или ненависти; когда хотят, убивать ударом молнии известных людей или животных; лишать силы деторождения или даже способности к совокуплению; вызывать преждевременные роды, убивать детей во чреве матери одним внешним прикосновением, даже иногда одним взглядом без прикосновения; околдовывать людей и животных и наносить им смерть, собственных детей посвящать демонам; одним словом, как указано выше, всё зловредное, что другие ведьмы способны выполнять отчасти, эти могут совершить в том случае, конечно, если подобное допускает правосудие Божие, Ведьмы, принадлежащие к этому высшему разряду, умеют всё это выполнять, тогда как принадлежащие к низшему разряду не способны на всё. Однако, все они могут совершать плотские непотребства с демонами. Из способа, каким они выполняют свою профессию, поскольку они принадлежат к высшему разряду, легко понять и способы других ведьм.

Прежде, тридцать лет тому назад, таковые были по соседству с Савоей, по направлению к Бернскому округу, как рассказывает Нидер в своём «Муравейнике»; теперь в Ломбардии, по направлению к Австрийскому герцогству, где инквизитор Куманус в течение одного года приказал сжечь сорок одну ведьму; это было в 1485 г.; он и до сих пор усердно занят инквизицией.

Способ же заключения союза с дьяволом двоякий: один торжественный, с торжественным обетом, другой частный, который может быть заключён с дьяволом в какое угодно время. Торжественный бывает тогда, когда ведьмы, в установленный день, приходят на определённое сборное место, где видят демона в образе человека; и в то время, как он побуждает их к сохранению верности по отношению к себе, ради временного благополучия и продолжительной жизни, присутствующие дают обет принятого ими на себя послушания. Если демон находит, что послушница или добровольный ученик склонны к отрицанию веры и христианского богослужения, и отказываются больше почитать «толстую женщину» (ибо так они именуют преблаженную деву Марию) и святые таинства, тогда демон простирает руку, то же делают послушницы или ученик и с клятвенно поднятой рукой обещают соблюдать это. После того как демон примет эти обеты, он тотчас прибавит: «Но этого ещё недостаточно», и когда ученик спросит, что же ещё надо делать, демон требует присяги, которая состоит в обещании принадлежать ему навеки душой и телом и всеми силами привлекать к нему и других лиц обоего пола. Наконец, демон потребует, чтобы приготовили мазь из костей и членов детей, преимущественно тех, которые не возрождены водою крещения; посредством этой мази они могут, с его помощью, исполнить все свои желания.

Об этом способе мы, инквизиторы, (опыт – свидетель) узнали в городе Брейзахе, Базельской епархии; о нём нам полностью сообщила одна молодая, но обращённая, ведьма, тётка которой была сожжена в Страсбургской епархии; она прибавила к этому также, что способ, которым тётка пыталась соблазить её вначале, был следующий. Однажды она приказала ей следовать за собой по лестнице и, по её приказу, войти в комнату. Там она увидела пятнадцать молодых людей в одеждах зелёного цвета, какие обычно носят рыцари; тётка сказала ей: «Выбери одного из этих юношей; кого ты хочешь, того я тебе дам, и он сделает тебя своей невестой»; когда та ответила, что не хочет ни одного, то жестоко была побита тёткой, но потом согласилась и заключила союз указанным способом. Она уверяла также, что по ночам часто улетала с ней на большие расстояния, даже из Страсбурга в Кёльн.

Между прочим, это та, по поводу которой в первой части мы обещали выяснить, в телесном ли виде ведьмы переносятся демонами с места на место; это было по поводу слов канона Episcopi, где текст полагает, что это бывает только в воображении, между тем как они дейстительно переносятся и в телесном виде. Когда спросили ведьму, не в воображении ли и фантазии, при обмане демонами так бывает, она ответила, что бывает тем и другим образом: но истина выяснится потом, когда ниже будем объяснять способ перелёта с места на место.

Эта ведьма уверяет также, что очень большое зло причиняют повитухи, так как они большей частью убивают или передают детей демонам. Она сказала, что жестоко была избита своей тёткой за то, что открыла спрятанный горшок, в котором нашла много детских голов. И ещё многое другое рассказала она после того, как дала клятву, что будет говорить правду. Её рассказам о способах заключения союза с дьяволом, безусловно, следует верить. Упомянутый Иоганн Нидер, выдающийся учёный, который и в наше время славится своими творениями, рассказывает со слов инквизитора Эдуэнской епархии, который именно в этой епархии за колдовские дела многих допрашивал и приказал сжечь, говорит: «Из сообщения упомянутого инквизитора я узнал, что в Лозанском герцогстве некоторые ведьмы варят собственных детей и пожирают». По его словам, ведьмы приходят на определённое сборище и, как бы в действительности, видят демона в принятом им образе человека. Ученик должен дать ему обет – отречься от христианства, никогда не принимать причастия, попирать ногами крест, где это втайне возможно.

Далее следует другой пример. Был общий слух, рассказывает Пётр, судья в Болтинге, что в Бернском округе тринадцать детей были съедены ведьмами; за такое злодеяние общественное правосудие расправляется довольно жестоко. Когда Пётр спросил одну арестованную ведьму, каким образом они пожирают детей, она ответила: «Таким образом: преимущественно мы подстерегаем детей некрещёных, но также и крещёных, особенно если они не ограждены крёстным знамением и молитвами. (Читатель, обрати внимание, подстерегают, по внушению дьявола, главным образом некрещёных, чтобы они не были крещены). Мы убиваем их, согласно нашим обрядам, когда они лежат в колыбели или с родителями; после их смерти, когда думают, что они задавлены во время сна или умерли от иной причины, мы украдкой похищаем их из могилы и варим их в кастрюле до тех пор, пока не размякнут кости и всё тело не сделается жидким и годным для питья; из более густой массы мы делаем мазь, применяя её для выполнения наших желаний волшебства и перелётов; более же жидкой массой мы наполняем пузатую бутыль; тот, кто из неё выпьет, с соответствующими при этом обрядами, становится соучастником и учителем нашей секты».

Следует привести другой, ещё более разительный и яркий пример. Один молодой человек был схвачен вместе со своей женой ведьмой и был заключён отдельно от неё в особой башне; он сказал бернскому суду: «Если бы я мог получить прощение за мои преступления, то я бы охотно открыл всё, что знаю о колдовстве, так как вижу, что мне должно умереть». Когда он услышал от присутствующих учёных, что он может получить прощение, если он искренно покается, то радостно пошёл на смерть и рассказал о средствах первичной заразы. Он сказал бернскому суду: «Если бы я мог получить прощение за мои преступления, то я бы охотно открыл всё, что знаю о колдовстве, так как вижу, что мне должно умереть». Когда он услышал от присутствующих учёных, что он может получить прощение, если он искренно покается, то радостно пошёл на смерть и рассказал о средствах первичной заразы. Он сказал: «Порядок, в каком также и я был совращён, следующий: прежде всего будущий ученик должен совместно с наставниками в воскресный день пойти в церковь до того, как бывает освящена святая вода, и там перед ними отречься от Христа, веры, крещения и вселенской церкви. После этого ученик должен принести присягу наставнику (Magisterulus), то есть маленькому наставнику (потому что так и не иначе называют они демона). (Здесь нужно заметить, что этот порядок совпадает с другими упомянутыми). Препятствия не составляет то, что демон, когда ему приносят присягу, иногда присутствует, а иногда нет, так как в этом случае он поступает хитро: он хорошо видит настроение будущего ученика, который в его присутствии как испытуемый из-за страха может отступить; демон полагает, что с помощью друзей и знакомых его легче можно понудить к соглашению. Поэтому-то они и называют его, в его отсутствии, маленький наставник, дабы испытуемый получил незначительное впечатление о наставнике и потому менее был напуган. Наконец он пьёт из вышеупомянутой пузатой бутыли, после чего тотчас чувствует внутри себя, что он воспринимает образы нашего искусства и удерживает в памяти главнейший ритуал этой секты. Таким образом были совращены я и моя жена, которая, я думаю, будет столь упорна, что скорее вынесет огненную смерть, чем сознаётся в малейшей истине. Но, увы, мы оба виновны». Всё, что рассказал молодой человек, оправдалось; было видно, в каком большом сокрушении умирал раскаявшийся юноша; жена же его, несмотря на показания свидетелей, не хотела сознаться ни в чём, даже на пытке, даже перед лицом смерти; а когда палач зажёг костёр, она хулила его сквернейшими словами и так была сожжена.

Вот в чём состоит торжественный способ заключения союза с дьяволом; другой – частный – происходит различным образом. Именно: иногда демон является к мужчинам или женщинам, которые переживают телесное или временное огорчение; иногда – видимо, иногда он говорит с ними через посредников; если они выражают желание поступать согласно его совету, то он обещает, что всё будет к их желанию и удовольствию. Как уже говорилось в первой главе, он начинает с малого, чтобы постепенно привести их к большему. В подтверждение этого мы могли бы привести многочисленные дела и случаи из нашего опыта инквизиции, но так как этот вопрос не вызывает никаких затруднений, то стараясь быть краткими, мы переходим к дальнейшему объяснению.

При объяснении приносимой демону присяги нужно принять во внимание ещё кое-что.

 

Относительно того, что дьявол принимает присягу, нужно иметь в виду, по какой причине и как различно он это делает.

Во-первых: хотя дьявол делает это главным образом для того, чтобы ещё более оскорбить божеское величие, присваивая себе творение божие в целях большей уверенности, что оно впоследствии будет осуждено, к чему он и стремится, однако мы часто находили, что подобную клятву он принимал с обетом на известный ряд лет, а иногда лишь обет, клятву же на определённые годы отменял.

Мы должны сказать, что обет состоит в полном или частичном отрицании веры. Полное отрицание, как сказано выше, когда вера отрицается в целом; частичное – когда в силу заключённого договора, приходится соблюдать некоторые обряды, противные правилам церкви, например, по воскресным дням поститься, по пятницам есть мясо, скрывать некоторые преступления на исповеди и тому подобное. Клятва же состоит, мы можем сказать, в том, чтобы предать ему тело и душу.

Почему подобное делается, на это мы можем указать четыре причины со стороны дьявола. Если, как выяснено в первой части, очевидно, что в глубину сердец проникнуть он не может, потому что это доступно одному богу, предположительно, однако, он добивается познания их, как это будет скоро выяснено ниже; поэтому коль скоро он замечает, что испытуемая им послушница с трудом поддаётся соглашению с ним, он ласково приступает к ней, требуя немногого, чтобы постепенно довести её до большего.

Вторая причина: так как между отрекающимися от веры имеется различие, потому что одни отрекаются устами, другие – устами и сердцем, то дьявол, желая испытать, предаются ли ему столько же сердцем, сколько на устах, определяет известный ряд лет, чтобы за это время испытать их на словах и на деле.

Третья причина: если через известный промежуток времени он узнает, что она не готова добровольно выполнить какой-либо поступок и принадлежит ему только устами, но не сердцем охраняемая по Божию милосердию добрым ангелом, о чём демон может знать по многим признакам, тогда он старается понудить её к падению, подвергая временным огорчениям, дабы так или иначе, путём отчаяния, иметь возможность извлечь пользу для себя. Истинность сказанного ясна, если спросить, в чём причина того, что некоторые ведьмы, несмотря на какие угодно, даже самые мучительные пытки, не сознаются ни в чём, тогда как другие при допросе легко признают все свои преступления. Равно также, почему некоторые, после того как сознались стараются покончить жизнь самоубийством. На это можно сказать: если не содействует через посредство святых ангелов божеское внушение тому, чтобы ведьмы были принуждены сознаться в истине и избежать преступного молчания, то тогда это происходит при помощи дьявола, что обычно и бывает: или молчание, или признание преступлений. Первое случается с теми, которые, как дьявол знает, отреклись от веры сердцем и устами, и таким же образом дали ему клятву в верности; в их постоянстве он уверен, тогда как, наоборот, других он оставляет без защиты, так как знает, что они ему малополезны.

Опыт часто нас учил и из признания всех тех, которых мы сжигали, ясно было, что они не добровольно совершали колдовские поступки; в этом они признавались не в надежде освобождения, так как истина обнаруживалась, благодаря ударам и побоям, полученным ими от демонов, когда они не слушались их указаний; очень часто лица их можно было видеть опухшими и синеватыми.

Наша практика также установила ту истину, что после того, как под пыткой они сознавались в преступлениях, они всегда стремились покончить свою жизнь самоубийством. Поэтому, как только они сознаются, каждый час к ним посылаются сторожа, наблюдающие за ними; иногда по небрежности охраны находят ведьм повесившимися на ремне или на платье. Этому содействует, как сказано, враг, дабы они не могли сокрушением или через таинство исповеди получить прощения; тех же, которых он никогда не мог привлечь к себе сердцем, так что они легко могли бы получить у бога прощение, он старается под конец привести во временное замешательство и к ужасной смерти; хотя, благодаря великой милости Божией, мы свято должны верить, что истинным сокрушением и искренним сознанием они получили бы прощение, если они предавались тем мерзостям не добровольно.

После этого становится ясно, что произошло почти три года тому назад в Страсбургской и Констанцской епархиях и в городах Гагенау и Равенсбурге. В первом городе одна ведьма повесилась на изодранном платье. Другая, по имени Вальпургия, была широко известна благодаря колдовскому искусству молчания; она и других женщин учила, каким средством они должны достичь такого молчания, а именно: нужно сварить в печи перворождённого мальчика.

Имеется ещё и четвёртая причина, почему демоны некоторым ведьмам срок принесения присяги отлагают, а другим – нет; потому что они точнее знают продолжительность жизни людей, чем астрономы, и могут легко определить им срок жизни или неожиданно, способом описанным выше, ускорить его.

Это легко выясняется из дел и поступков ведьм, при этом в таких делах прежде всего обнаруживается хитрость демонов. Августин в книге «О природе демонов» указывает семь причин, на основании которых демоны довольно хорошо предсказывают будущее; наверное, конечно, они его знать не могут. Во-первых, они сильны природною остротою ума, потому что они мыслят без суждений (не дискуссионно), что необходимо для нашего мышления. Во-вторых, потому что они, вследствие продолжительного опыта и откровения высших духов, знают больше, чем мы. Поэтому учёные часто ссылаются на Исидора в том, что демоны сильны троякою способностью ума: естественной проницательностью, продолжительным опытом и откровением высших духов. В-третьих, благодаря быстроте их передвижения, так что они на востоке могут сказать, что случилось на западе. В-четвёртых, так как они, при попущении божьем, своею властью могут насылать болезни, отравлять воздух, посылать голод, то могут и предсказывать. В-пятых, потому что, по некоторым признакам, они могут точнее предсказать, чем врач, изучив мочу и пульс. Если врач судит о состоянии больного по некоторым признакам, которых обыкновенный человек не замечает, то и демон видит то, чего ни один человек естественно не видит. В-шестых, потому что по признакам, исходящим из души человека, демоны заключают о том, что есть или будет в душе, искуснее, чем умный человек. Они знают точно, какие имеются побуждения, следовательно, какие будут поступки. В-седьмых, они лучше знают пророков и их писания, чем люди, а ведь от этого зависит многое в будущем; поэтому, на основании пророчеств, демоны могут предсказывать многое из будущего. Об этом говорится также в декрете XXIV, 4 Sciendum. Потому нет ничего удивительного в том, что демон знает естественный срок жизни; хотя бывает иначе, когда наступает случайный конец, например, через сожжение, которому демон в конце концов даже содействует, если он, как сказано, обнаруживает в ведьмах противление его воле, боясь их отречения от него и обращения к вере; тех, которые идут ему навстречу он защищает до естественного конца, до их смерти.

 

Теперь мы приведём примеры тех и других случаев из нашей практики.

В Базельской епархии, в деревне, расположенной на берегу Рейна, по имени Обервейлер, был почтённый приходский священник, имевший заблуждение, что на свете нет никаких ведьм что они существуют только в человеческом воображении, которое подобного рода чародейства приписывает слабым женщинам. Бог восхотел излечить его от этого заблуждения, чтобы ему стало ясно, что демоны могут через посредство ведьм оказывать влияние на продолжительность жизни. Однажды, когда он спешил по делам, он, переходя через мост, встретил к несчастию одну старуху, которую при входе на мост не хотел пропустить вперёд; случилось так, что к несчастью он толкнул её в грязь; возмутившись, она стала выкрикивать ругательства и сказала: «Берегись, поп, это тебе безнаказанно не пройдёт». Хотя он обратил мало внимания на эти слова, однако, ночью, когда он хотел встать, то почувствовал, что околдован ниже поясницы и принуждён был пользоваться услугами других людей, когда хотел пойти в церковь. Так в течение трех лет он находился на попечении своей родной матери. После этого времени старуха, которую он за ругательства подозревал, что она околдовала его, заболела и обратилась к нему с просьбой исповедать её. Хотя священник ответил грубо, чтобы она исповедовалась дьяволу, своему учителю, однако, по настоянию своей матери, опираясь на руки двух крестьян, он пошёл к ней в дом и сел у изголовья кровати, на которой лежала ведьма. Оба крестьянина снаружи, возле окна, так как изба стояла невысоко, прислушивались, сознаётся ли она в совершённом ею колдовстве. Во время исповеди она ни одним словом не упомянула о своём колдовском поступке; по окончании исповеди, однако, она сказала: «Знаешь ли ты, поп, кто тебя околдовал?» И когда он ласково ответил, что не знает, она продолжала: «Ты подозреваешь меня, и правильно; знай, что это я тебя околдовала (по той-то и той-то причине, как рассказано выше)». И когда священник стал просить её об освобождении от колдовства, она сказала: «Вот пришло время, мне нужно умирать, и я так сделаю, что через несколько дней по моей смерти, ты будешь здоров». Так и случилось. Она умерла в установленный ей дьяволом срок, а священник после тридцати дней снова почувствовал себя совершенно здоровым. Имя священника поп Гесслин.

Нечто подобное случилось в той же Базельской епархии, я деревне Бухель, возле города Гевиль. Некая женщина, впоследствии пойманная и сожжённая, в течение шести лет сожительствовала с инкубом, даже под боком своего спящего мужа; это бывало три раза в неделю: субботу, среду и пятницу, или же в другие праздничные ночи. Она дала дьяволу клятву, что по истечении семи лет она посвятит себя ему телом и душою. Однако, иначе рассудил бог: на шестой год, будучи схвачена и предана огню, она искренно и полностью созналась, веря, что она получила от бога прощение; она охотно шла на смерть, уверяя, что если бы она была освобождена, то предпочла бы смерть, чем оставаться во власти демона.

Об авторе